]]>
 
]]>
]]>
Главная страница
]]>
]]>
Карта сайта
]]>
]]>
Контакты
]]>
]]>
Логин: Пароль:
]]>
]]>]]>
Главная страница Главная страница  \  Всё о свадьбе  \  Послесвадебные обряды  \  Послесвадебные обряды у кумыко...
]]>]]>

Всё о свадьбе

Послесвадебные обряды у кумыков

18 апреля 2006 г.
У всех кумыков - у одних на второй день свадьбы, у других через неделю, у третьих через месяц - совершался обряд "къайын чакъырыв", "къайынлар чакъырыв" (приглашение родни невесты в дом жениха).

Кроме того, в одних семьях через неделю, в других - раньше, в третьих - позже молодой муж официально посещал дом своих родителей. В сопровождении свиты его вводили в общее помещение, где находились все его близкие родственники. Гиевнекер торжественно "передавал" сына отцу, требуя при этом подарки.

Но, несмотря на этот акт, молодой муж продолжал избегать встреч со своими родителями, старшими братьями и посещал жену как будто бы тайно. Этот обычай был широко распространен у многих народов Дагестана.

Важным актом брачной церемонии являлось торжественное приглашение молодой родителями мужа в хозяйственную комнату, что символизировало вступление невесты в роль хозяйки нового дома. В одних селах это происходило на четвертый день, в других - через неделю. Иногда этот обряд совершали и через 3 месяца - в том случае, если в семье была молодая девушка или сноха, которая выполняла домашние работы.

Невеста в сопровождении къуда къатын и подруг входила в хозяйственную комнату, где сидели женщины патрономической группы мужа. Одна из подруг невесты несла поднос со сладостями, которые раздавались присутствующим от имени невесты, а другая передавала свекру и свекрови маленький коврик для молитвы - "намазлыкъ". Невесту подводили поочередно к родственникам мужа по старшинству, которых она обнимала. При этом молодые родственницы вставали ей навстречу, а к пожилым она наклонялась сама. Затем невеста уходила в свою комнату, где ее ждала молодежь, но перед уходом ей давали щепотку соли. Обычай давать молодой хозяйке соль, связан, видимо, с тем, что у некоторых народов соль сама по себе и в сочетании с другими предметами служила оберегом. У узбеков Хорезма, например, "она же играла важную роль в культе плодородия".42

В некоторых селах свекровь в этот день торжественно вручала невесте сито и корыто, в селении Башлыкент невестке в одну руку давали мед, в другую масло.

В прошлом этот обряд имел не только хозяйственный, но и магический смысл: он должен был обеспечить молодым добрую и счастливую жизнь. Кроме того, он символизировал фактическое приобщение жены к семье мужа.

С этого дня молодая активно включалась в хозяйственную деятельность семьи. Однако же право на выход за пределы дома она получала только после обряда "сувгъа чыгъыв" (хождения за водой). Невеста к этому событию готовилась тщательно - вышивала платочки, кисеты, готовила халву и т. д.

За водой с молодой отправлялись ее подруги, молодые женщины - родственницы жениха, соседки, молодые парни. Девушки брали с собой гармонь. По пути раздавались заготовленные заранее угощения. Самый лучший подарок отдавали первому встретившемуся на пути. Можно предположить, что в далеком прошлом подарки, раздаваемые невестой, должны были умилостивить духов и тем обеспечить благополучие дома.

У родника молодая старалась набрать воду, а юноши ей всячески мешали. Преодолев их сопротивление, она наполняла кувшины всем присутствующим. Таким образом испытывали терпение, выдержку молодой и ее хозяйственные навыки.

Специфическую форму имел этот обряд в селении Аксай. В день выхода за водой у родника собиралась вся молодежь, как девушки, так и юноши. Когда, наполнив кувшины, все возвращались обратно (это бывало рано утром), один из участников торжества шел впереди и громко объявлял: "Эй, люди, скажите савбол, идет с водой невестка таких-то, вставайте, поклонитесь ей!" Если невеста проходила мимо или поблизости от годекана, старики вставали и приветствовали ее до тех пор, пока она не удалялась на большое расстояние. Юноши и девушки по пути периодически останавливались и устраивали танцы.

После этого обряда невеста получала право выходить на улицу, посещать общественные праздники, похороны, принимать участие в полевых работах. В то же время новобрачная не должна была показываться без особой необходимости на глаза свекра, а в прошлом вообще не разговаривала с ним до самой смерти, если тот сам не проявлял инициативы. Она не могла разговаривать и с другими старшими мужчинами - близкими родственниками мужа. Кроме того, невеста не должна была называть по имени родственников мужа, как мужчин, так и женщин, и потому придумывала для них уважительные обращения.

Через несколько дней после свадьбы начиналась серия приглашений молодых родственниками мужа и родителями невесты. Но право па первое приглашение имел всегда хозяин дома, где поселялся жених на время свадьбы. Только после посещения этого дома молодых начинали приглашать все остальные родственники. Очередность устанавливалась в зависимости от старшинства и близости родства.

Родственники мужа во время визита к ним молодых дарят им что-нибудь.



Обряд приглашения зятя был распространен у всех кумыков. У южных кумыков его приглашали вместе с женой, у северных - раздельно, сначала зятя, потом дочь. Зять приходил к родителям жены со своими друзьями. Перед уходом, после угощения, он под скатерть прятал деньги. Эти деньги предназначались матери невесты. Сразу после ухода зятя все начинали искать эти деньги. Иногда это оказывалось нелегким делом.

Родственники невесты во время прихода зятя старались "украсть" у него шапку. Друзья зятя в свою очередь "воровали" в доме невесты какую-нибудь ценную вещь, которая переходила затем в собственность невесты.

По истечении определенного времени невеста также отправлялась в гости к своим родителям. Срок пребывания новобрачной в гостях в доме отца у различных кумыков был разным. У кайтагских кумыков, у кумыков нынешнего Карабудахкентского района невесту приглашали через четыре-пять недель после свадьбы, и она в тот же день возвращалась в дом мужа. В селении Кафир-Кумух невеста посещала дом отца через один-два месяца после свадьбы, и срок пребывания зависел от желания родни мужа. Если родня зятя и невесты дружны между собой, то невеста в отцовском доме оставалась на 15-20 дней, в противном случае через 3-4 дня возвращалась домой. В селении Андрейаул молодая в отцовский дом могла прийти через год и оставалась там от нескольких дней до нескольких месяцев, в редких случаях до года. В Аксае молодая посещала дом отца через шесть-восемь месяцев после свадьбы и могла остаться там несколько дней или целый месяц. Повсеместно новобрачная несла в отцовский дом подарки. В одних селах - сладости, которые раздавала всем родственникам и соседям, в других, кроме сладостей - отрезы на платья, платки, косынки и другое. Отец в свою очередь одаривал дочь ценным подарком (коровой, ковром и т. д.).

Этот порядок, известный в прошлом многим народам под названием "возвращения домой", у кумыков называется "денкуллей бара" (досл. обратно идет). Обычай этот, по мнению М. О. Косвена, генетически был связан с эпохой перехода от матриархата к патриархату и отражал, в частности, переход от парного брака к моногамии и от матрилокального поселения к патрилокальному43

Этим обрядом подчеркивается, что женщина, выйдя замуж и перейдя в чужой ей род, не порывает связей со своим родом.

Возвращение женщины домой у некоторых народов, например, лакцев, совпадало с рождением ребенка44, со стремлением родить его в доме своих родителей. Полевой и литературный материал о кумыках, относящийся к последней четверти XIX века, такой связи не устанавливает.

Пока молодая находилась в доме родителей, ей делались всевозможные подарки, как родственниками, так и соседями. Если она оставалась в доме отца продолжительное время, родственники, кроме того, по очереди приглашали ее к себе в гости. Все, что молодая получала в родном доме от родителей и родственников, входило в состав ее личного имущества, присоединялось к ее приданому, создаваемому в результате родственной взаимопомощи.

Этим заканчивался весь цикл послесвадебных обрядов и обычаев, который длился несколько месяцев.

В целом послесвадебный цикл обрядов в зажиточных семьях продолжался дольше, чем у бедных. В значительной мере это можно объяснить низким материальным уровнем бедных, не позволявшим дополнительно тратить средства и время.

Рассмотрение и анализ старинной свадьбы, свадебных обычаев и обрядов кумыков позволяет утверждать, что кумыкская свадьба представляла собой целостную систему. Наблюдались некоторые различия в свадьбе северных и южных кумыков, но они касались лишь отдельных несущественных деталей. Более того, как правило, им в определенной мере соответствуют другие обряды, имеющие близкий социальный смысл и значение, но несколько иную форму.

Постепенное разрушение патриархальной семьи и авторитарно-деспотических отношений приводило в определенной мере к распаду некоторых элементов традиционной свадебной обрядности. Но коренные изменения произошли [...] только после Великой Октябрьской социалистической революции в процессе кардинальных социалистических преобразований всех сторон жизнедеятельности кумыков.

Источник: kumukia.ru
Автор: Алимова Барият Магомедовна

]]>
Смотрите также
]]>

Полезная информация

Всё о свадьбе
Свадебные услуги
Свадебные новости
      2024 2023 2022 2020 2018 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005
      2024 2023 2016 2007 2006
      2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2014 2013 2009 2008 2007 2006 2005

Общайтесь!

Опросы

От посетителей

Свадебные истории
Свадебные фотоальбомы
Доска объявлений

Рубрикатор

Компании
Персоны
Темы

О проекте

О проекте
Новости проекта
Партнеры
Размещение рекламы
Контакты
]]>
     
]]>
Создание проекта © 2006–2013
Интернет-компания СофтАрт
О cайте | Карта сайта | Ссылки