04 ноября 2018 г.
В Таджикистане к выбору невесты и организации свадьбы всегда относились не так, как в России. Пример тому — интересные истории о том, как девушек выдавали замуж
Современная молодежь в выборе спутника жизни пользуется не только традиционными методами знакомства, но и прибегает к помощи разнообразных приложений в телефоне или даже многосерийных онлайн-шоу, как делает российская телеведущая и певица Ольга Бузова.
И всякий раз, переключая как можно быстрее на следующий канал, я вспоминаю, как находили себе пару люди в наше время в Таджикистане.
Советская армия свадьбе не помеха
Казалось бы, все просто: парень идет по улице (заходит в аудиторию, магазин, рабочий кабинет и так далее), встречается глазами с особой противоположного пола, между ними пробегает искра, и через некоторое время звучит марш Мендельсона. Верно, но не для Таджикистана.
Мой двоюродный брат служил в армии, когда его родители (мои дядя и тетя) решили, что кровиночке пора остепениться и завести семью. Кастинг длился полгода. Еще полгода утрясали детали с родственниками «финалистки»: дату и место свадьбы, размер приданого, место проживания молодых. Кстати, количество гостей в те годы не обсуждали — принимали всех пришедших на торжество.
Уладив все вопросы, жениху, который ни сном, ни духом не догадывался о своем новом статусе, прислали письмо с фотографией его будущей жены. В тексте послания содержался единственный вопрос. Человек, не разбирающийся в таджикских традициях подумает, что он касался темы, нравится ли ему невеста. А вот и нет! Родители спрашивали, когда у сыночка дембель, чтобы забронировать ресторан.
Послушный отпрыск уточнил у командира точную дату исполнения военным оркестром марша «Прощание славянки», каковую и отправил предкам в ответном письме.
Всем известно, что в армии все делается по распорядку, продиктованному Уставом. Открою страшную тайну: такое бывает не всегда (если быть точнее, почти никогда). Вот и вышло, что радостное событие для моего кузена (я о дембеле, если кто не понял) внезапно задержалось на целую неделю. Казалось бы, соответственно должна была сдвинуться дата второго счастливого события (тут уже речь о свадьбе).
Но это кажется правильным только тем, кто незнаком с таджикскими традициями. Обмануть в наилучших ожиданиях кучу родственников, соседей, гостей, да и просто тех, кто краем уха прослышал про намеченное торжество? Не бывать этому в Таджикистане! Мероприятие прошло точно в назначенные день и время.
Нет, мой кузен не дезертировал из рядов Советской армии. Просто на церемонии бракосочетания вместо него присутствовала… правильно, фотография! Она стояла на свадебном столе в очень красивой рамке, где жених был запечатлен в парадной форме, в полный рост и с автоматом Калашникова в руках. Сопутствующие заключению брака формальности были сметены обстоятельством непреодолимой силы — мой дядя был директором совхоза, на территории которого располагался ЗАГС.
Я тогда заканчивал среднюю школу и был возмущен таким способом «выбора» спутницы жизни со всей страстью новообретенного юношеского максимализма. Жилище новой ячейки общества называл «фотоателье», а самих молодоженов — «друзьями по переписке».
Прошло три десятка лет, двоюродный брат до сих пор живет в счастливом браке, они с женой понимают друг друга с полуслова, никогда не ссорятся и составляют две половинки одного целого. У них трое совершеннолетних и воспитанных детей. Я люблю бывать у них в гостях, где меня немного раздражает только одно обстоятельство — супруги называют друг друга именем старшего сына (это такая традиция).
Предъявила паспорт — забрали замуж
Расскажу еще одну лавстори, где абсолютно нет фотографий, но замешаны спецслужбы. Не подумайте, никаких «Бондов, Джеймс Бондов» и «Смешать, но не взбалтывать». Тесть моего знакомого в холостяцкой молодости работал начальником отдела Комитета госбезопасности в одном из районов Кулябской области, граничащих с Афганистаном.
В один прекрасный день юный старлей, совершая обход вверенной ему территории, по какой-то надобности посетил директора местной школы. В приемной его кабинета он узрел столь же юное прекрасное создание, приткнувшееся на стульчике в самом углу и мявшее от волнения в руках платочек.
Кто-то подумает, что он тут же начал осыпать ее газелями (не животными, а стихами!) Хафиза или Бедиля, и будет в корне неправ. Напомню, герой служил в КГБ. Поэтому он четким шагом подошел к трепетной лани, громко представился и строго спросил, есть ли у нее специальный пропуск, дающий право на нахождение в пограничной зоне (помните про Афганистан?)
Оказалось, что это новая учительница, присланная из Душанбе по разнарядке после окончания пединститута, у которой из всех документов в наличии только паспорт и диплом, благоухающий запахом типографской краски.
Именно на такой ответ и рассчитывал коварный кагэбэшник. Со снисходительной интонацией пожурив «нарушительницу», он приказал ей сдать паспорт для всесторонней проверки благонадежности свежеиспеченного педагога. Девушке же строго приказал явиться после обеда в райотдел.
Выйдя из школы, он со всех ног понесся не на рабочее место для составления телефонограммы в столицу с запросом о личности новой учительницы, а в другое учреждение, не столь грозное, но не менее государственное.
Когда «злостная нарушительница» на подгибающихся ногах вошла в его кабинет, уже готовая ехать куда-нибудь на Колыму, начальник вручил ей паспорт, с отметкой, разрешающей нахождение в погранзоне.
На соседней странице документа был оттиснут штамп районного отдела ЗАГС, свидетельствовавший, что с этого дня офицер спецслужбы и вчерашняя выпускница вуза состоят в законном браке. Союз этот длится уже сорок с лишним лет, и обе его стороны абсолютно счастливы.
«Ну что за дикость!» — воскликнет нынешнее поколение, выросшее и воспитанное на низкопробных телешоу. А как по мне, то выбирать спутника жизни, транслируя это на целую страну, растягивая процесс на целый сезон и обещая еще и сезон следующий, — дикость гораздо большая.
Впрочем — не мне судить. Гораздо лучше меня сказал об этом в глубокой древности великий Хайям: «Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Две главных мудрости запомни для начала: ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».