10 октября 2006 г.
В России ежегодно в летне-осенний период случается традиционный свадебный бум. Конечно, семьи создаются в любое время года, но - в меньшем количестве.
Привычку жениться по осени мы унаследовали у своих предков-земледельцев. Календарно-обрядовый цикл, основанный на многовековом житейском опыте, строго регламентировал трудовую и праздничную жизнь наших предков. Свадьбы рекомендовалось справлять по осени, после уборки урожая. Во-первых, времени свободного становилось больше, что позволяло отдохнуть от трудов праведных и от души погулять на свадьбе; во-вторых, первенцы, зачатые по осени, рождались более крепкими, что тоже немаловажно.
Само же действо бракосочетания от сватовства до вступления новобрачных в совместную супружескую жизнь растягивалось ни на один день. В него было вовлечено множество родственников и друзей брачующихся. Считалось, что пышность и сложность свадебной церемонии обеспечивает согласную, зажиточную семейную жизнь и рождение многочисленного здорового потомства.
Трансформации свадебной церемонии
Однако отлаженные веками обычаи в одночасье пошли на слом. Случилось это после Октябрьской революции: замысловатый свадебный обряд был объявлен строителями новой жизни пережитком прошлого. В результате церемония была упрощена до минимума и сведена к пресловутой росписи в ЗАГСе.
Но брачующимся, мечтающим о счастливой семейной жизни, не хватало торжественности момента. На выручку пришли идеологи, придумав задорную комсомольскую свадьбу. Позже, в 80-е годы, по настоятельной рекомендации коммунистической партии активно внедрялись свадьбы безалкогольные, которые были перегружены зрелищными и игровыми моментами, но популярностью не пользовались.
И вроде бы в течение нескольких десятилетий должен был сформироваться определённый стереотип проведения современной свадьбы, но на поверку оказалось, что к концу 20-го в. практически каждая свадьба почему-то стала включать в ход своего действа хотя и в шуточной форме отголоски языческих времён, такие как: испытание жениха, выкуп невесты, попытка умыкания невесты, осыпание молодожёнов злаками, монетами и т.д. Одним словом, свадьбу снова стали «играть». В последние годы востребованным со стороны молодожёнов оказался и мистико-религиозный обряд венчания.
На современном этапе играть свадьбу стало значительно легче. По мере развития в нашей стране индустрии развлечений возникло множество фирм, специализирующихся на предоставлении услуг по проведению и оформлению праздников. Одни надувают гирлянды из воздушных шаров, другие запускают в честь молодожёнов фейерверки, третьи предоставляют на прокат Кадиллак, четвёртые украшают его композицией из цветов, пятые изощряются в искусстве профессионального тамады и т.д. Появились также агентства, в которых можно заказать все эти услуги вместе взятые и даже попросить дополнительно что-нибудь этакое, из разряда «сделайте то – не знаю что».
Прейскурант агентств и фирм приблизительно одинаков. Например, типовой сценарий проведения свадьбы в агентстве могут предоставить бесплатно, а за разработку индивидуального запросят от 2000 руб. За пару выпущенных в торжественный момент голубей возьмут 1500 руб., за две пары соответственно 3000 руб. Есть в прейскуранте и более солидные цены. Так, за романтическую прогулку на вертолёте предлагается заплатить 60 000 руб. в час, а за посещение «кинотеатра для двоих» 100 000 руб.
Однако есть такие молодожёны, которых не удивишь ни прогулкой в карете, ни живой открыткой, ни аквагримом, ни боди-артом – хочется им чего-нибудь исконного, но не заштампованного; индивидуального, но проверенного временем. Для работников агентства такие желания превращаются в головоломку, разрешить которую является делом профессиональной чести.
«Однажды, чтобы угодить подобным клиентам, мне пришлось перелистать литературу по русским свадебным обрядам, - признаётся менеджер по работе с клиентами Елена Ившева, - и выбрать фрагменты, которые, на мой взгляд, можно воплотить в ходе современной свадьбы. Заказчикам понравился обряд выковывания подковки».
Затем закипела работа: чтобы выковать индивидуальную подковку на счастье, нужно было найти настоящего кузнеца; чтобы клиенты не заподозрили подвоха, нужно было организовать процесс так, чтобы подковка выковывалась на глазах у молодожёнов и попадала к ним в руки ещё тёпленькой с наилучшими пожеланиями, для этого потребовалось задействовать настоящую кузню; чтобы процесс не был скучным, пришлось искать фольклорный коллектив, умеющий исполнять соответствующий репертуар. В результате все остались довольны – и кузнец, и молодожёны, и фольклористы, и агентство. А иначе, наверное, и не бывает, когда работа делается от души.
Открытием последних лет для молодожёнов-горожан стала фольклорная свадьба. В Иркутске есть несколько творческих коллективов, специализирующихся на её проведении. Из всего многообразия в этом плане стоит отметить фольклорный ансамбль «Красная горка» (руководитель Анжела Харитонова) и фольклорный театр «Оберег» (руководитель Наталья Дмитриева).
Первый коллектив существует на базе Иркутского областного центра народного творчества и досуга. В его составе профессионалы и любители народной песни, которые занимаются серьёзной научно-исследовательской работой, выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции, изучают архивные материалы по традиционному фольклору, обычаям и обрядам сибиряков. Участники «Красной горки» по итогам своих экспедиций разработали и представили на суд зрителей интереснейшую программу «Свадебный сундучок». Под стать содержанию разработаны и традиционные сибирские костюмы.
«Красная горка» играет свадьбы в основном в черте города, используя в большинстве случаев двор усадьбы Иркутского Областного центра народного творчества и досуга и музей-усадьбу Сукачёва, а также выезжая в рестораны и частные усадьбы.
Фольклорный театр «Оберег» не так ревностно занимается научными изысками, имеет не столь яркие костюмы, но относительно других коллективов находится в лучшем «географическом» положении. «Оберег» облюбовал для проведения свадеб архитектурно-этнографический комплекс «Тальцы». Здесь к услугам молодожёнов и кузня, в которой можно выковать подковку на счастье, и освещённая церковь, в которой можно поставить свечи, и крестьянская усадьба для испытания жениха и невесты на трудолюбие. А также есть настоящая телега, в которую впрягается жених с друзьями, чтобы отвести невесту до церкви, плюс сибирский трактир, где можно закатить пир горой. Ещё есть берестяной и гончарный промыслы, в которых специально изготавливаются настоящие славянские семейные обереги.
Свадьбы в «Тальцах» набирают популярность. Не редким стало явление, когда молодожёны, расписавшись в каком-нибудь другом городе (Москве, Новосибирске), приезжают в Иркутск к родственникам и заказывают фольклорную свадьбу в «Тальцах». Самым экстравагантным был заказ, поступивший от «смешанного» брака, где невестой была русская девушка, а женихом – представитель мусульманской национальности. В результате такие фрагменты, как благословление православной иконой, посещение церкви, выпали из свадебного ритуального действия автоматически.
Каким бы коллективом не разыгрывалась фольклорная свадьба, она неизменно превращается в увлекательное действо, где каждый гость непроизвольно начинает прихлопывать, притопывать, играть и подпевать. В итоге из гостя он превращается в активного соучастника события.
Стоимость подобного мероприятия колеблется от 7 000 до 12 000 рублей и зависит от набора заказываемых обрядов со стороны клиентов и потраченных сил на их воплощение со стороны участников фольклорных коллективов.
Закономерность возвращения на круги своя
Колоритные народные костюмы вносят что-то особенное в свадебное действо
Чем же так привлекательна стародавняя русская свадьба, вернее, извлекаемые из неё фрагменты? Является ли это временной модой или устойчивой тенденцией? Мнение специалистов, изучающих подобные процессы, свелось, примерно, к следующему: институт брака терпит фиаско. И тут не поспоришь, ведь согласно официальной статистике на 1000 зарегистрированных пар приходится более 700 разводов. Причины распада семей до боли знакомы – каждый из нас, не задумываясь, назовёт пару-тройку веских доводов, из-за которых рушатся современные семьи.
И чем интенсивнее происходит этот процесс, тем больше хочется людям простого семейного счастья. Особенно молодожёнам. Ведь они молоды, влюблены друг в друга и мечтают, как в сказке, прожить вместе долго, до самой глубокой старости. И тому есть красноречивые примеры: семьи наших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, сумевших сохранить на протяжении всей жизни тепло семейного очага. Возможно, подобные примеры являются одной из причин, побуждающих «вернуться к корням» и хотя бы частично приобщиться к тому великому таинству, которое в последствии стало называться примитивным словосочетанием «регистрация брака».
Ведь из опыта последних десятилетий стало очевидно, что не всегда светский вариант проведения свадьбы (в том числе с большим количеством потраченных денежных средств, с приглашением артистов эстрады и т.д.) гарантирует продолжительность семейного счастья. К сожалению, пока ещё не существует статистики по поводу того, насколько крепки браки, заключение которых разыгрывалось по народной традиции. Однако молодожёны, окунувшиеся в традиционную «народную» свадебную круговерть, ощущают прилив жизненных и творческих сил. И тому есть причины.
Чудеса в решете
Специалисты утверждают, что каждый из многочисленных традиционных свадебных обрядов, будь то рукобитие или вышивание сорочки невесты (а вышивалась она под определённые песнопения и непременно на утренней зорьке, чтобы невеста была чиста и румяна) несёт свою конкретную сверхзадачу. И совсем не случайно свадебные обряды бережно передавались из поколения в поколение на протяжении столетий. Наша общая беда в том, что по ряду причин эти обряды стали нам «непонятны» и изгнаны из обихода. Зачем, к примеру, обязательно плакать невесте накануне свадьбы? С точки зрения современного человека – это абсурд. Но когда жениху доходчиво объясняют смысл этого обряда, будущий муж непременно включает его в перечень услуг по организации собственного свадебного торжества.
Более того, оказалось, что дотошно разбираться в значении того или иного обряда совсем не обязательно, так как в самом обряде уже существует закодированная информация. Когда молодожёны с полной ответственностью совершают приглянувшийся им обряд, то предполагается, что полезная информация из «файлов» предков перекочёвывает в подсознание новоиспечённой семьи, а генетическая память помогает её расшифровать и правильно применить. И такие знания бесценны, так как они направлены на сотворение собственного семейного счастья, на процветание родового древа, а, следовательно, на укрепление народа и державы.
Вот такая получается «энциклопедия». В ней обрядовым языком изложены законы бытия, а мы все, хотя бы время от времени, должны её перелистывать.