07 сентября 2006 г.
Россияне все чаще проводят свадьбы с венчаниями и прочими религиозными церемониями; то ли мода такая, то ли взаправду вера, то ли это красиво... «Неделя» выясняет, как правильно вступать в брак, если уж решились.
Демонстрация религиозности для российских знаменитостей стала делом обычным. Когда-то в церкви венчались Филипп Киркоров и Алла Пугачева. По сведениям светских хроникеров, поссорившиеся недавно певица Жасмин и бизнесмен Вячеслав Семендуев в свое время заключили брак в соответствии с традициями иудаизма, а певица Алсу очень хотела, выходя замуж, совершить церемонию «никах» в мечети Кул Шариф.
Неужели Алсу не знала, что шариат не дозволяет мусульманке вступать в брак с немусульманином? И можно ли было венчать Пугачеву и Киркорова? Имела ли право выходить замуж Жасмин, если она, как утверждают, в тот год справляла траур по умершей матери?
Православный союз. «Брак честен, и ложе нескверно»
Профессор Московской духовной академии Московского патриархата Алексей Ильич Осипов говорит: венчание в православной церкви- В христианстве семья считается «малой Церковью», и смысл ее создания не только в рождении детей, а прежде всего во взаимной помощи на пути к спасению души. Я знаю, что некоторые духовники требуют от своих духовных чад, вышедших из возраста деторождения, прекратить телесные супружеские отношения. Но это ошибочный взгляд. Телесные отношения являются сильным связующим звеном, и отцы Церкви говорили: «Брак честен, и ложе нескверно».
Таким образом, получается венчание Пугачевой и Киркорова было вполне законным. А развод?
- Церковь учит о единственном браке как о норме, - отвечает заведующий службой коммуникации ОВЦС Московского патриархата отец Михаил Прокопенко. - «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10.9) - эти слова Христа несколько раз повторяются в чине венчания, напоминая о том, что ни сами супруги, ни другие люди не имеют права разрушать брак.
Тем не менее развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода.
Уважает ли Церковь гражданские браки?
Неверно называть гражданским браком простое безответственное сожительство мужчины и женщины. Гражданским называется брак, заключенный в соответствии с гражданскими установлениями. Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом. В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
К бракам, где лишь одна из сторон относится к православной вере, Русская православная церковь следует словам святого апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим».
Однако, если Церковь столь либерально относится к браку, в чем же тогда смысл венчания в храме? Профессор Осипов объясняет так:
- Бракосочетание в церкви - это Таинство. Православным подается Благодать Божия и помощь в дальнейшей семейной жизни.
Накануне бракосочетания жених и невеста должны исповедаться и причаститься. Таинство бракосочетания состоит из двух частей - обручения и венчания. Кольца - символ бесконечности брака. Свечи, которые вручает священник новобрачным, - чистоты и целомудрия, радость встречи двух любящих людей (их не дают, если брак заключается во второй или третий раз). После обручения и чтения молитв начинается венчание, во время которого читаются главы из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (5.20-33). Последнее изречение апостола: «А жена да боится (своего) мужа» - призывает к страху опечалить любящего человека, нарушить единение души и тела. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия, в семейной жизни должен испытывать и муж.
Иудейский брак. «Женился - получи «ксиву»
- Иудейской свадьбе иногда предшествует помолвка и даже заключение брачного контракта, - рассказывает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин. Для самой церемонии устраивается специальный балдахин - хупа, символизирующая дом. Хупа - это кусок ткани, на четырех древках, обычно его держат неженатые евреи. Натягивают его на улице, под звездным небом (поскольку Господь обещал праотцу Аврааму, что потомки размножатся как звезды на небе).
Церемония начинается с зачитывания «ксубы» - брачного договора. По словам Горина, именно «ксуба» в некоторых одесских кварталах трансформировалась в «ксиву» - символ официального документа. Жених должен передать символический выкуп отцу невесты. Это могут быть деньги или даже кусок хлеба, но обычно - золотое украшение стоимостью несколько тысяч рублей.
Обручальное кольцо на еврейской свадьбе одно, оно должно быть абсолютно гладким, без царапин. Даже клеймо специально ювелиры затирают. Чистоту кольца проверяет раввин и удостоверяют свидетели. Жених надевает его невесте на палец и произносит: «Этим ты мне посвящаешься по закону Моисея и Израиля».
Завершает хупу разбитие бокала, символизирующее память о разрушенном Иерусалиме. После хупы молодожены уединяются минут на 10-15 в отдельной комнате.
- Ничего сексуального там не происходит, - поясняет Борух Горин, - просто по законам иудаизма женщина не может оставаться наедине с посторонним мужчиной, и уход в комнату носит символический характер. Выйдя из комнаты девушка официально считается замужней. Но сидят на свадьбе мужчины и женщины отдельно. Как и танцуют, впрочем.
Справка из загса для иудейской свадьбы не обязательна. Смешанные браки с точки зрения иудаизма незаконны.
Факт обрезания не проверяется, да и, по словам Боруха Горина, для бракосочетания не имеет решающего значения: «Даже поменявший веру еврей все равно остается евреем. Перед бракосочетанием ему следует окунуться в ритуальный бассейн - микву, и препятствий не будет».
Кроме ксубы, содержащей общие правила - одевать, содержать жену, выполнять супружеские обязанности, подписывается еще один брачный договор - тнаим. В нем прописываются взаимные обязательства. Например, родители невесты должны не только купить молодой семье жилье, но и содержать ее в течение первого года.
Поэтому есть такой анекдот: на вопрос, что лучше - 10 миллионов долларов или 10 дочерей, еврей отвечает - 10 дочерей. Почему? Да потому, что у меня их 12!
Исламский союз. «До свадьбы - никакой любви»
По традиции инициатива поиска женихов и невест принадлежит родителям. Но в любом случае свадьбы «вслепую» не приветствуются. Бракосочетанию предшествует хотя бы одна встреча.
А как же любовь? «Она возникает, согласно исламу, после свадьбы», - отвечает первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов. Самостоятельно решение о браке могут принять разведенные или вдовые женщины. В наше же время в России этот вопрос самостоятельно решает большинство.
Шариат допускает брак мусульманина с христианкой или иудейкой, при этом жены вправе продолжать придерживаться своей религии. Но дети должны воспитываться в исламской вере. Мусульманка выходить замуж за иноверца в соответствии с нормами ислама не может.
Сама церемония «никах» проводится не в мечети, а дома. Специальной одежды не предусмотрено, но она должна быть нарядной. В начале никаха жених передает невесте махр - плату будущей жене на случай развода. Это не калым, не плата родителям за невесту, практикующаяся у некоторых народностей. Зачастую махр - небольшое золотое украшение. Но если семьи новобрачных состоятельные, то махром может быть и дом или квартира, машина или иное имущество.
Обязательная часть обряда занимает не более 15 минут. Но длительность проповеди зависит от красноречия муллы.
Справка из загса для религиозной брачной церемонии не обязательна. Обычно никах предшествует походу в загс. Затем следует брачный пир - туй.
Женщина может развестись только по решению религиозного судьи - кади. Мужчине достаточно трижды произнести слово «талак» - и брак считается прекращенным через 4 месяца. Такой срок отведен на выявление возможной беременности. Дети в случае развода остаются жить с отцом. Бесплодие женщины не считается достаточным основанием для развода, для решения этой проблемы шариат предусматривает возможность мусульманина взять в жены еще одну женщину, всего не более 4. При этом каждая жена должна жить в отдельном доме (квартире), хозяйство должно быть автономным.
Окончание следует
Автор: Борис Клин, "Известия"