Свадебный портал «Горько»!


Всё о свадьбе

Русская свадьба

17 апреля 2006 г.

Как по обрядам русичей начиналась семейная жизнь молодых? Сейчас мало кто помнит, что в мифах седой старины это торжество символизировало небесный брак Месяца и Солнца...
Причем Месяц выступал в роли жениха, а Солнце - невесты. С другой стороны, в обрядах свадьбы отражена мысль о плодородии природы и продолжения рода. В память о солнечных культах невесты украшали свой наряд красными лентами. Кроме того, красный цвет считался цветом очистительной магии, хранил невесту от сглаза и колдовских чар. Обычай обмениваться обручальными кольцами тоже возник задолго до христианства. Кольцо - языческий знак Солнца. Древние римляне, германцы, славяне, индусы тоже обменивались кольцами на свадебных церемониях. Свадебные кольца были сначала из железа, затем из золота. Не будем забывать, золото у всех народов - это металл нашего светила. Обручальное кольцо полагалось носить на безымянном пальце. Считалось, что именно оттуда идет живительная сила (проще - нерв) прямо к сердцу человека. Также по старинной дохристианской вере невесты у славян надевали на голову венок - символ плодородия и солнечного круга.
В свадебных торжествах всегда принимала участие вся родня, а в деревне - односельчане. Не всех, конечно, могли пригласить за стол, но по обычаю хмельным напитком одаривали любого пришедшего на свадьбу, рассказывает «Яблоко».

Свадебное застолье

Ни одна "приличная" свадьба не бывает без застолья, поздравлений родственников, обрядовых песен и всяких церемоний. И это не просто для услады и радости. Так испокон веков было положено по вере предков.
По нашим русским народным традициям свадебные торжества - это пир горой, который длится день или два, а то и неделю. За стол всех приглашает отец жениха. Он рассаживает гостей от мала до велика. Молодые занимают место лицом к двери и сидят на войлоке и подушке. Рядом с женихом сидит его крестный, он же главный сват, На свадьбе крестного величают именито - тысяцким, есть главным военным начальником, то бишь генералом. Рядом с невестой - ее сваха или крестная. Ведет свадебное застолье "дружко" жениха, поверенный от его имени во всех брачных делах. Именно он дает команду к подаче кушаний.
Молодые в знак того, что они уже одно целое, едят одной ложкой или вилкой, пьют из одного стакана или чаши. Для вина у них тоже одна рюмка на двоих. В богатых семьях после каждого кушанья, или как мы теперь говорим, перемены блюд, обязательно подавали вино и неограниченно браги и пива. Если кто переборщил и упал под свадебный стол - не беда, к утру проспится. Невеста подносила на блюдце рюмку с том каждому гостю. И каждый ее целовал и одаривал подарками или деньгами. Но все гости требовали сначала, чтобы выпили жених и невеста.
По древней традиции невеста приносила в дом жениха специально выпеченный для свадьбы хлеб или пирог-курник. Он назывался так потому, начинка в нем располагалась слоями и непременно присутствовало куриное мясо.
На верхнюю корочку курника могли прикрепить голову петуха или украсить его куриными перьями. Так отдавалась дань вере предков, что курица - священная птица плодородия и вообще начало всех начал. Ведь по представлениям индоевропейских народов вся Вселенная возникла из яйца. Жених обязательно должен был отведать это угощение невесты.
Среди обязательных кушаний на свадебном столе в скоромные дни были рыбные пироги, студень, щи, непременно три жареных блюда: из индейки или курицы, утки и баранины. Особым почетом пользовалась баранья лопатка. Не потому, что это самая вкусная часть туши, а согласно древней традиции. Именно лопатку барана жертвовали богам древние греки, но еще раньше, примерно 4 тысячи лет назад, в бронзовом веке, такой обычай существовал у некоторых народов в Европе. По вере предков, свадебный стол должен быть изобильным, и после завершения пира должно остаться много еды. Это тоже древний знак пожелания изобилия молодой семье.
В постные дни мясо заменялось судаком или иной "белой или красной" рыбой, появлялась уха, кисель. Из хмельных напитков предпочтение отдавали меду или медовухе.

Молодые

Молодые за столом сидят скромно и чинно, много не пьют. Спустя примерно час после начала пиршества их ведут в спальню, дай как ранее называли - в подклеть. Сопровождают молодых самые почетные гости и непременно дружко жениха или особый "вежливец", то есть "специалист" по свадебной магии и обрядам. У русских комната для молодых специально готовилась и убиралась. Например, по всем стенам расставляли иконы и втыкали по стреле. В углы клали по шкурке соболя, куницы и по калачу. На лавки расставляли горшки с медом. На ложе молодых клали 21 сноп соломы. (Нечетное число считалось счастливым, ведь 21 - это три раза по семь.) Порой ради шутки в солому прятали скалку.
На постель вначале валились сват и сваха - проверяли, мягко ли ложе. Со смехом требовали выкупа от молодых, чтобы уступить им место на свадебной кровати.
В опочивальню несли еду и непременно рыбный пирог или курицу. Здесь молодая еще раз угощала гостей. В знак единения молодой муж и жена обязательно вместе съедали кусок рыбного пирога или курицы. Если гости просили, молодая жена начинала раздевать мужа - в знак своей покорности. Она снимала с него сначала правый сапог, где в голенище был припрятан медный пятак. Это символический подарок мужа жене - знак расположения к ней и обещание обеспечить супруге безбедную жизнь. Снять сначала сапог с левой ноги было опасно - муж имел право выхватить из-за голенища плеть и ударить жену. Плеть - непременный древний "атрибут" мужа. Ее преподносил в подарок жениху его будущий тесть - отец невесты. Верхнюю одежду муж снимал сам.
Тут уже все гости уходили. Оставались самые близкие, маг-вежливец и свахи.
Невесте помогали раздеться до рубашки. Она укладывала сначала мужа в кровать и только потом ложилась рядом. Свахи радостно приговаривали и плясали вокруг ложа. Посыпали молодых хмелем и зерном. Вежливец в последний раз обходил молодых, шепча ритуальные заклинания, которые заканчивал словами "Слово мое крепко. Дай Бог совесть и любовь, да великое счастье". Потом молодых оставляли одних до утра. В горнице же по-прежнему шло веселье и пир.
Самый ответственный момент второго дня свадьбы - "вскрытие молодых". Традиция требовала от невесты сохранения невинности. Поутру свахи и гости непременно требовали показать простыню. В других местах свахи обращали внимание на особый знак, который подавала молодая мужу. Одарит его черствым хлебом - значит она уже не невинна, если мягким - и проверять свахам нечего. Бывало, если узнавали, что невеста потеряла невинность до свадьбы, дружко преподносил ее матери вино в худом сосуде, затыкая дырку пальцем. Как только та брала кубок, вино проливалось. Порой и перед отцом невесты ставили худой горшок. Это был позор! Родители невесты, а особенно ее мать, были в ответе за ее девственность. Иногда родителей девушки на первый день свадьбы не приглашали. За ними посылали "поезд" только на второй день. Если в гриву лошади была вплетена красная лента, а на хомуте косынка - значит все в порядке. "Синяя" лента и отсутствие косынки ничего хорошего для родителей невесты не предвещали. "Вскрытие молодых" совершалось не ради любопытства родственников. Свадебная традиция хранила стародавние обряды предков, для которых первая брачная ночь молодых была символом небесной чистоты природы и готовности ее к плодородию. Земная девушка должна быть чиста, как невеста Солнце или вечно юная богиня любви Лада. Вероятно, в некие древние времена от ее чистоты зависел урожай, который соберут в этот год, и вообще семейное счастье и плодородие. Поэтому народная традиция была так строга.
На второй день свадьбы устраивали "большой стол". В середине дня возобновлялся прежний пир. За "большим столом" шел обмен подарками. Дружко проверял приданое невесты, считал подарки молодых. Нечетное число считалось счастливым.
Третий день свадьбы называли "пирожным столом". Суть его в том, что к молодым приходят все, кто хочет далее вести с ними дружбу. Молодая жена была обязана сама приготовить угощение для гостей, главным образом различные пироги. По пирогам проверяли, насколько она искусна в кулинарии. Другое испытание для молодой жены - первый раз тщательно подмести дом и избавить его от соломы. Сделать это было не так просто, потому что гости намеренно подбрасывали солому. Терпи, молодая, справляй работу, не показывай характер, как бы не было трудно! Но вот шуточное испытание позади. Новобрачные угощают гостей и свадьба- веселая, сытная, пьяная - продолжается. После "пирожного дня" начиналась уже обычная жизнь.

Источник: http://www.svadebnoe.info
Автор: Сергей Кореневский


Адрес страницы: http://gorko.nnov.ru/articles/beginning/traditions/pussk-cvad/